Логотип

E-mail: red1ra@radnet.ru | О газете

Население Адыгеи задолжало более 535 млн. рублей за поставленный газ, и оно по-прежнему остается основным должником

Долги бывают разные. Как говорят в компании «Газпром межрегионгаз Майкоп», потребитель потребителю рознь. Одни, задолжав, приходят сами и просят выплаты долга в рассрочку, объясняя жизненные причины. Другие пытаются оттягивать решение проблемы, скрываясь от проверяющих за глухой дверью частной собственности до прихода судебного пристава с категоричным постановлением суда, и только тогда долг погашается. А есть иная потребительская категория людей, считающих, что газ им дан в безвозмездное пользование самой природой: недра — они для всех.

Грабительские способы

Львиная доля жалоб потребителей газа в Адыгее связана с начислением оплаты по нормативам, которую компания-поставщик начинает применять чаще всего в трех случаях: если нарушена работа счетчика, если истек срок его поверки или если более полугода не передавались показания прибора учета. Однако некоторые абоненты из неплательщиков пытаются настаивать на своей привилегированности в отношении снабжающей их ресурсами компании.

Мнение о действиях последней категории потребителей — не выдумка сердитых поставщиков углеводородных и других энергетических ресурсов. Об этом свидетельствуют факты.

— В пример можно привести не один случай, когда домовладельцы, люди далеко не бедные, имеющие прекрасные дома площадью в 300 квадратных метров, с интерьером из дагестанского камня и прочими красотами, оказываются в списках должников-неплательщиков. Именно в таких домах контролеры обнаруживают махинации с газовыми счетчиками, в результате чего за потребленный домовладельцем газ образуются крупные суммы долга, — рассказали юристы ООО «Газпром межрегионгаз Майкоп».

Комфортабельный дом в 2-3 этажа требует немалого вложения финансовых средств. Это хорошо, когда у людей есть умом и трудом заработанный высокий доход. К росту благосостояния стремятся все в работоспособном возрасте — это нормально. Суть дела не в количестве этажей или квартир, автомобилей и других материальных ценностей, а в психологии бытового потребительства.

— Малоимущие и люди, как сегодня говорят, «среднего класса» редко попадают в злостные неплательщики. В большинстве своем они оплачивают услуги по потреблению газа регулярно, стабильно. Бывают исключения, когда попадается абонент, убежденный, что никому и ничего платить не должен. Но это единичные случаи. А вот граждане с высокими доходами часто «забывают», что коммунальные услуги — это их собственные плановые затраты, — говорит заместитель генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз Майкоп» по работе с населением Петр Дегтярев.

Безусловно, у каждого человека свои потребности и отношение к ним. Дорогой автомобиль сегодня не является показателем состоятельности владельца — машину практически любой житель региона может с легкостью купить в кредит, если считает, что этим поднимет свой социальный статус в обществе или создаст себе реноме. Просто чтобы казаться окружающим состоятельным человеком. Подчас это срабатывает, когда есть возможность получить более выгодную и высокооплачиваемую работу. Работодатель с запросами, возможно, учтет добротную машину как фактор умения вести дела. Однако, чтобы автомобиль ездил, ему требуется топливо и много чего еще. И тут никуда не деться — бездушная колонка на АЗС в долг не отпускает! Но вернемся к реальным аргументам неплательщиков с доходами.

— Большой дом в 300–400 кв. метров действительно нуждается в обслуживании. В качестве услуг владельцы себе ведь не отказывают? Нет. Но, вложив большие средства в свое домовладение, они смотрят на газовый счетчик и видят показания израсходованного газа. Платить 7 тыс. рублей каждый месяц за поставку услуги? Это бьет по кошельку! Что происходит дальше? Выбор — платить или вмешаться в работу прибора учета, — рассказывает ведущий юрисконсульт юридического отдела компании «Газпром межрегионгаз Майкоп» Виталий Тешев.

Судный день

Но, как водится, шила в мешке не утаишь. Пришли к домовладельцу-майкопчанину контролеры газового хозяйства и заметили поразительно низкий расход газа. С момента установки счетчика владельцем и до проверки контролеров прошло 4 года. Площадь дома порядка 300 кв. м. За весь этот период, как показал счетчик, абонент потребил лишь 7,2 тыс. кубометров газа, хотя дом площадью 100 кв. м в среднем потребляет в год порядка 4 тыс. кубометров этого топлива.

— Выходит, что данный абонент настолько экономно расходовал газ, что за четыре года смог снизить его потребление в семь раз! Это — в сравнении с добросовестными абонентами и плательщиками. Конечно, контролеры заинтересовались работоспособностью его прибора учета. Под запись видеокамеры зафиксировали: счетчик вообще не реагирует на малый и средний расход газа. Прибор начинал выполнять свою работу только в том случае, если отопительный котел включали на полную мощность. Так «облегчить» режим работы счетчику могут только «народные умельцы»: в месте соединения прибора учета с газовой трубой они вставляют специальную прокладку. Как выяснилось, именно это место на счетчике у домовладельца не было опломбировано должным образом, что зафиксировано и на фотографиях. Следовательно, было постороннее вмешательство в работу прибора учета. Контролеры составили акт выбраковки счетчика. Потребитель с актом был согласен и его подписал без возражений, — рассказал начальник юридического отдела компании «Газпром межрегионгаз Майкоп» Алексей Ли.

В соответствии с законом в таких случаях производится перерасчет потребления газа за последние шесть месяцев по нормативам, которые установлены региональным Управлением государственного регулирования цен и тарифов, что и было сделано в отношении этого абонента. Но платить он не спешил. Он купил и установил новый счетчик. Расход газа в домовладении сразу приблизился к адекватным показателям — с января по август 2017 года расход газа в домовладении составил около 5 тыс. кубометров газа. Это столько, сколько с прежним прибором учета он потребил за 2,5 года. Но это еще не вся история. Старый счетчик абонент самостоятельно демонтировал. Злополучная прокладка, доказывавшая постороннее вмешательство в прибор учета, исчезла, и прибор заработал в нормальном режиме.

— Между демонтажом и поверкой старого счетчика в Центре стандартизации и метрологии (ЦСМ) прошло около двух недель. За это время счетчик элементарно предоставляется на ремонт, а затем абонент несет его на поверку в Центр стандартизации и метрологии. Центр выдал заключение: погрешность измерения счетчиком допустима. Демонтаж абонент провел без присутствия специалистов газовой компании, поверка прибора в Центре была произведена после определенного промежутка времени — безусловно, счетчик был уже безупречен. Специалисты ЦСМ неоднократно подтверждали нам, что они производят только проверку метрологических характеристик прибора, а состояние пломб, факт ремонта прибора и пр. в их компетенцию не входят. Получив заключение ЦСМ, абонент решил: можно обратиться в Майкопский городской суд с жалобой на газовую компанию, мол, газовики произвели начисление абонентской платы необоснованно. Однако Майкопский городской суд, ознакомившись в ходе рассмотрения иска с предоставленными компанией документами и видеофиксацией работы контролеров, признал действия ООО «Газпром межрегионгаз Майкоп» законными и не нарушающими права потребителя, а иск абонента оставил без удовлетворения, — рассказал выступавший в суде Виталий Тешев.

Доходящие до судебных разбирательств истории, когда вполне состоятельные потребители газа решают свои проблемы по сокращению платежей, вмешиваясь в работу счетчиков, — не редкость.

— Бывают спорные моменты, когда что-то случается со счетчиком, но не по вине абонента. Или абонент пропустил обязательный срок проверки прибора учета, а через время получает перерасчет, опять-таки в соответствии с действующим законодательством, и доказывает, что не по злому умыслу нарушил сроки поверки прибора. Но приведенный выше случай — «классика жанра» из серии «сравнительно честных» способов обмана от Остапа Бендера. Это типичное воровство газа, не больше и не меньше, — пояснил заместитель генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз Майкоп» по работе с населением.

«Драконовские» методы?

Другой, почти идентичный, случай произошел в феврале этого года с одним из жителей станицы Ханской, также вполне респектабельным человеком. В его подворье контролеры зафиксировали хищения газа при отоплении теплиц площадью порядка 300 кв. метров, в которых владелец самовольно установил отопительные котлы и подключил их к газовой сети. Ему также произвели перерасчет потребления газа за последние шесть месяцев по нормативам.

— Причем здесь неплательщик фактически под запись предлагал начальнику абонентской службы компании «урегулировать» проблему без посторонних, а если компания обратится в суд, то процесс обойдется «Межрегионгазу» в кругленькую сумму, — рассказывают юристы региональной газовой компании.

Когда акт о выявленном нарушении составлен контролерами и подписан абонентом, факт нарушения является установленным. Сам акт по закону считается основанием для перерасчета абонентской платы по нормативу потребления газа.

— После проверки и подписания акта о нарушениях абонент также установил новый счетчик, который уже соответствовал объему потребления газа котлами в теплицах. Там, где были установлены нарушения с пломбой на газовом оборудовании, он самостоятельно заказал экспертизу, которая факт нарушения подтвердила, но сделала вывод, что это произошло в ходе эксплуатации оборудования. Поскольку экспертиза не была назначена судом и эксперт не был официально упрежден о даче заведомо ложных показаний, решение эксперта не может считаться доказательством в суде, — рассказал Алексей Ли.

На данный момент назначена новая, теперь уже судебная экспертиза, на основании которой и будет приниматься судебное решение. Есть и другие тяжбы, которые газовикам приходится вести с самовольщиками и неплательщиками.

Рассрочка — не отсрочка

Выявление фактов незаконных врезок в газопровод с участием сотрудников правоохранительных органов является одной из основных задач компании. Эту работу газовики ведут постоянно в тесном взаимодействии с работниками республиканских ведомств: прокуратуры, МВД, СКР, Управления федеральной службы судебных приставов, с судебными органами.

— Когда есть четкая доказательная база, зафиксированы нарушения в газовом оборудовании, а случай незаконного потребления газа — это не «копеечный» долг, мы рассчитываем на то, что республиканские правоохранительные структуры, судебные инстанции в этом отношении станут нашими соратниками, — говорят ответственные лица ООО «Газпром межрегионгаз Майкоп».

О персональном подходе к жалобам населения не раз говорил, обращаясь к сотрудникам компании, генеральный директор ООО «Газпром межрегионгаз Майкоп» Руслан Арашуков: «Выстраивание качественной обратной связи с потребителями — безусловный приоритет для нас. Со своей стороны мы ждем от абонентов платежной дисциплины, но взамен должны предложить ответственное партнерство, основанное на открытости, доступности, удобстве». Но это не значит, что кому-то в силу формальной «статусности» такой персональный подход на руку.

С 1 июня 2016 года по 30 апреля 2017 года сотрудниками подразделения корпоративной защиты ООО «Газпром межрегионгаз Майкоп» была активизирована работа по возмещению ущерба от незаконных врезов и долгов. Меры по укреплению платежной дисциплины поддержали в руководстве исполнительной власти республики. 

В начале лета этого года создана специальная межведомственная комиссия для снижения и ликвидации задолженности, включая силы органов местного самоуправления. В компании серьезно усилили разъяснительную работу с населением, для удобства жителей отдаленных поселков и аулов ввели три мобильных офиса, принимающих плату за газ.

В результате тотальных проверок общую задолженность за газ к началу июля этого года удалось снизить на 1,5 млрд. рублей. При этом увеличилось число выявленных несанкционированных врезок в газопроводы. Чтобы обнаружить самовольные врезы и добыть документальные доказательства, специалисты компании применяют беспилотники, оборудованные видеокамерами, в работе контролеров используется фото- и видеофиксация — для объективности снятия показаний счетчиков.

По статистике региональной газовой компании, с начала июня 2015 года по конец апреля 2016 года было подано всего 72 заявления в правоохранительные структуры Адыгеи по фактам самовольного подключения к газопроводу и несанкционированного отбора природного газа. За аналогичный период с 2016 по 2017 год компания направила 446 заявлений такого характера. Если по выявленным фактам за такой же период привлекались к административной ответственности решением суда по ст.7.19. КоАП РФ за хищение газа 32 абонента, то в последующем их количество возросло до 219.

Еще один важный факт: с июня 2015 года по май 2016 года сумма возмещенного ущерба составила порядка 1,6 млн. рублей, а в аналогичный период с 2016 по 2017 год сумма возмещенного ущерба и оплаченного долга составила более 6,7 млн. рублей.

Но оплачивать оставшиеся долги все равно придется.

Елена КОСМАЧЕВА.

P.S. Адыгее уровень оплаты абонентов газа за семь месяцев 2017 года достиг 98,7%. За аналогичный период годом раньше он составлял 88%.