Логотип

E-mail: red1ra@radnet.ru | О газете

IMG 2649Восемьдесят четыре года назад в Майкопе была открыта школа-интернат для детей с нарушением органов слуха. Из 25 ребят, чьи родители изъявили желание отдать своих детей на учебу, было сформировано два класса. Школа первоначально располагалась в здании по улице Пушкина, №204. Затем учебному заведению вместе со своими подопечными пришлось переезжать шесть раз из одного здания в другое, пока в апреле 1972 года они окончательно не отпраздновали новоселье в только что построенном трехэтажном здании по улице 2-я Крылова.

В июне 2008 года на территории образовательного учреждения началось строительство дополнительных современных корпусов, в которых уже через два года разместилось отделение для детей с нарушением органов зрения.

Творческие успехи

Как сегодня живут воспитанники школы-интерната, каких успехов — в учебе, спорте, творчестве — достигли, о чем мечтают? Чтобы узнать обо всем этом, мы отправились в учебное заведение и побеседовали с директором Адыгейской республиканской школы-интерната для детей с нарушением слуха и зрения Романом Чумаковым.

— На сегодняшний день у нас учатся 132 ребенка, из них 60 детей — с нарушением зрения, 68 — с нарушением слуха, у четверых расстройство аутистического спектра, — сказал Роман Чумаков. — Около половины всех учащихся проживают в школе-интернате, остальные приезжают утром и покидают стены школы вечером. У нашего учебного заведения имеется своя символика — флаг и эмблема. Имеется и девиз, на мой взгляд, очень точно определяющий основное назначение школы-интерната: «Научиться быть вместе, научиться приобретать знания, научиться работать, научиться жить!» Вот этому мы и учим наших воспитанников.

Коллектив педагогов и воспитателей школы составляет 115 человек, из них 70 — именно педагоги. Это те специалисты, кто преподает ребятам школьную программу. Большая роль в школе отводится работе воспитателей, психологов, специалистов по спорту, по дополнительному образованию.

— Коллектив школы дружный, сплоченный, это люди с огромным опытом работы с детьми, с большой самоотдачей, — говорит Роман Чумаков. — Мы все стараемся, чтобы наши воспитанники были активными и всесторонне развитыми личностями. Поэтому, помимо общеобразовательной программы, дети осваивают и искусство хореографии, и премудрости жестового пения, и навыки игры на музыкальных инструментах.

Практически все дети с проблемами органов слуха с удовольствием танцуют. Они активно посещают уроки хореографии, которые ведет заслуженный учитель России Вероника Черных. Причем в этом виде искусства воспитанники школы-интерната добиваются высоких успехов, о чем свидетельствуют их победы в фестивале «Шаг навстречу», не только на муниципальном и республиканском этапе, но и на общероссийском. А в этом году они заняли 1 место в международном этапе фестиваля, который проходил в Санкт-Петербурге.

— Наш хореографический ансамбль «Коллаж», его и старшая, и младшая группа, — постоянный победитель различных творческих конкурсов, — говорит Роман Чумаков. — Костюмы для артистов шьют и педагоги, и сами учащиеся школы-интерната — старшеклассницы, а эскизы разрабатывает руководитель Театра моды нашего учебного заведения, педагог-трудовик Светлана Разина. Костюмерная уже еле вмещает все сценические костюмы, нужно новое помещение для них…

Очень нравится ребятам заниматься в кружках жестового пения и игры на музыкальных инструментах, которыми руководит учитель музыки Наталья Давыдова. На уроках труда под руководством Татьяны Кочетковой ребята с большим интересом занимаются столярным делом. Они изготавливают поделки из фанеры, а затем раскрашивают их красками, покрывают лаком.

Нужный подарок

Несмотря на большую загруженность и плотное расписание уроков и дополнительных занятий, воспитанники школы-интерната уделяют время и спорту. И здесь тоже добиваются успехов: в легкой атлетике, настольном теннисе и т.д.

— Наши воспитанники в нынешнем году приняли участие во Всероссийской спортивной олимпиаде для детей с нарушением зрения, — говорит Роман Чумаков. — Привезли 12 медалей, из них 6 золотых, 4 серебряных и 2 бронзовых. Также ребята продемонстрировали высокий уровень подготовки и на открытом первенстве Адыгеи по голболу — это спортивные состязания, наподобие футбола, для слепых. Здесь мы тоже не остались без медалей!

Ребята, особенно старшеклассники, с удовольствием играют в футбол. Этот вид спорта пользуется огромной популярностью у воспитанников школы-интерната. Комитетом РА по физической культуре и спорту на базе учебного заведения была организована работа футбольной секции. Тренировки проходят три раза в неделю, и их посещают от 30 до 40 человек.

И все вроде хорошо — футбол завоевывает мальчишеские сердца. Но дворовая площадка, на которой приходится тренироваться будущим Березуцким, совершенно неприспособлена для этих целей. Это просто часть двора, обычная лужайка, участок с естественным травяным покрытием, не имеющий однородной и ровной поверхности, что само по себе уже является травмоопасным. Даже при маленьком дожде так называемое футбольное поле превращается в небольшое озеро. На нем нет разметки и необходимого оборудования.

— Большинство ребят, кто занимается в футбольной секции, основную часть года проживают в школе-интернате. У них нет возможности посещать другие спортивные кружки, секции, кроме существующих на территории школы, — отметила директор АРОО поддержки детей-инвалидов «Солнечные мамочки Адыгеи» Анна Рауд. — В настоящее время в нашей стране много говорится о развитии адаптивной физической культуры и спорта, в том числе и в Адыгее. Не секрет, что для высоких значимых достижений в спорте, в том числе и в паралимпийском, необходима всесторонняя поддержка его низового звена — массовой физической культуры и спорта среди детей и молодежи. Тем более что сами ребята, учащиеся школы-интерната, желают заниматься и совершенствоваться в игре в футбол. Надо им помочь! Кто знает, может быть, кто-нибудь из юных спортсменов с особыми потребностями, гоняющих сегодня мяч на лужайке во дворе школы, в скором будущем прославит Адыгею в высших футбольных дивизионах…

Желание и самих ребят из футбольной секции и их многочисленных болельщиков иметь свое футбольное поле столь велико, что они приняли решение написать письмо Деду Морозу и попросить его помощи в решении этого вопроса.

Уж если не к Новому году, то к предстоящей солидной дате — 85-летию школы-интерната, которое случится в следующем году, ребята с нетерпением ждут этот подарок — футбольное поле!

Список друзей пополняется

— С каждым днем все шире становится круг друзей нашего учебного заведения, — говорит Роман Чумаков. — И они всегда приходят нам на помощь. Например, когда наши воспитанники должны были ехать в Подмосковье для участия в спортивных соревнованиях, получилось так, что нам не хватало средств для отправки всей команды. Мы обратились с письмом к предпринимателям республики. На нашу просьбу первым откликнулся генеральный директор ООО «Мамруко» Руслан Меретуков, он перечислил 80 тысяч рублей. Помогли и другие предприниматели. Ребята отправились на соревнования и с успехом там выступили.

Как-то к нам в гости зашел Юрий Хомиченко, директор филиала ПАО «Кубаньэнерго» Адыгейские электрические сети. Дело было весной, в классах стояла жара. Он все это увидел и через неделю подарил нам сплит-системы и кулеры для воды — для каждого кабинета, в которых занимаются первоклассники. Он же осмотрел наш актовый зал, находившийся в плачевном состоянии, и принял решение помочь с ремонтом. Уже завершаются работы по установке новой сцены, преображается и зрительный зал.

Настоящая дружба строится на взаимопомощи, на готовности подставить плечо в трудную минуту. Прийти на помощь детям с ограниченными физическими возможностями весьма важно. Сами они не могут постоять за себя, озвучить свои требования или просьбы. И это наша общая задача — всего общества, чтобы эти дети могли с гордостью повторить слова гимна школы-интерната: «Для нас открыты все просторы!» И жизненные, и спортивные.

Валерия Ломешина.

Фото автора.