Логотип

E-mail: red1ra@radnet.ru | О газете

В 1943 году в Лондоне подписано очередное соглашение о поставках помощи СССР от США и Англии.

СССР в общей сложности получил по ленд-лизу около 16,7 млн. тонн разнообразной продукции, сырья и материалов. При этом основная часть поставок (11 из 16,7 млн. тонн) была осуществлена в 1944–1945 гг., когда исход событий на советско-германском фронте уже не вызывал сомнений. Доставка грузов осуществлялась по 8 маршрутам, в том числе через северные порты — Архангельск и Мурманск, через Дальний Восток, через Иран.

Транспортировка грузов на такие значительные расстояния в условиях войны, как правило, сопровождалась значительными потерями. До 80% поставляемых самолетов летели в СССР самостоятельно через Аляску и Чукотку; сотни из них разбились по дороге. Четвертая часть судов, которые двигались северным маршрутом вокруг мыса Нордкап, была пущена немецкими подводными лодками и авиацией ко дну.

Советское правительство всеми способами старалось выразить благодарность участникам северных конвоев и отдать должное их мужеству. 

Стоимость поставок по ленд-лизу оценивается по-разному. Считается, что за годы войны Советский Союз получил почти 16,7 млн. тонн на сумму в 9,6 млрд. долл., в том числе: самолеты разных типов (истребители «Харрикейн», «Аэрокобра», «Китти-хаук», «Томагавк», средние бомбардировщики Б-25, А-20 «Бостон», транспортные Си-47 и др.); танки и самоходные установки; паровозы; электродизельные локомотивы; железнодорожные платформы, грузовики и другие автомобили. Особое место в поставках занимало продовольствие — семена, свиная и говяжья тушенка, концентраты.

Споры о значении помощи по ленд-лизу для достижения победы Советского Союза над фашистской Германией продолжаются до сих пор. При этом очевидно одно, утверждать, что только материальная помощь Запада решила исход Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., неосновательно с любой точки зрения.