Логотип

E-mail: red1ra@radnet.ru

О чем рассказал старый буклет?

После того, как мы рассказали о послевоенных фотокорреспондентах нашей газеты и поместили снимок нештатного фотокора Ивана Шарапова («Советская Адыгея» №174 от 19 сентября), в редакцию обратился его сын майкопчанин Геннадий Шарапов, много лет проработавший энергетиком. Геннадий Иванович подарил редакции старый буклет «Фотовыставка — Адыгея в семилетке», изданный Адыгейским областным отделением Союза журналистов СССР в 1965 году.

Буклет этот посвящен фотокорреспондентам «Адыгейки» — штатным и нештатным. Делать снимки для областной газеты тогда было для многих жителей Адыгеи, умеющих держать в руках фотоаппарат, делом чести. Это сейчас навел объектив, щелкнул затвором и снимок (в цифровом исполнении) готов. А тогда надо было проявить отснятую пленку, высушить ее, заправить в фотоувеличитель и напечатать с негатива снимки. На это уходило много времени и средств — на проявитель и закрепитель (фиксаж) для пленки и фотобумаги...

Открывает галерею нештатных фотографов уже знакомый нам Иван Шарапов. Снимок озаглавлен «Квадраты». Изображен на нем Иван Шарапов и оставшийся бесфамильным агроном колхоза или совхоза. Читатель может спросить, при чем тут «Квадраты»? Дело в том, что зяблевые поля Адыгеи тогда начала завоевывать кукуруза, внедряемая по всему СССР тогдашним руководителем страны Никитой Хрущевым, с помощью которой он мечтал догнать и перегнать Америку. О «королеве полей» слагали песни, пели частушки. Сеяли кукурузу квадратно-гнездовым способом. Отсюда и понятное по тем временам название фотоснимка «Квадраты».

Вторым буклет представляет нештатного фотокорреспондента Алексея Дорохина. Работал он товароведом в горпромторге. А в свободное время ездил по колхозам и совхозам Адыгеи и фотографировал, как тогда говорили, «правофланговых семилетки». В буклете перечисляются фотоработы Алексея Дорохина, опубликованные в газете. Среди них «Птичница», «Плес».

Увлекался фотографией и приносил в редакцию свои лучшие работы шофер майкопской автобазы Виталий Кириченко. В газете были опубликованы его снимки «Туманное утро», «Вечерние огни».

Пенсионер Павел Кустарев был большим любителем природы. Снимал горные и равнинные пейзажи. Редакция охотно принимала его полные лиризма и любви к природе Адыгеи снимки. Были опубликованы многие его фото, в том числе «Адыгейские березки», «Родные просторы» и другие.

Яков Сафонов был инженером. Фотографировал городские объекты, выезжал на село. Он одним из первых сделал прекрасную панораму строящегося целлюлозно-картонного комбината (теперь «Картонтара»). В активе этого нештатника газетные снимки «Кинотеатр «Гигант», «Майкопское водохранилище», «Горный лес» и другие.

Часто появлялись в газете снимки еще одного нашего нештатного фотокорреспондента — Юрия Шевченко. Работал он кинооператором. Подмеченные интересные моменты фотографировал, снимки приносил в редакцию газеты. Кстати, Юрий Шевченко — один из долгожителей среди нештатных фотокорреспондентов.

Начинал с нашей газеты нештатником и Борис Усток, ставший потом фотокорреспондентом газеты «Социалистическэ Адыгей» (ныне «Адыгэ макъ»).

Рассказывается в буклете и о штатных сотрудниках редакции, делавших снимки для газеты. Один из них Алексей Зеньков. Он проработал в газете на разных должностях: был литсотрудником отдела сельского хозяйства, собкором, заместителем ответственного секретаря и ответственным секретарем. Выезжая в командировку, всегда брал с собой фотоаппарат и делал снимки.

Просматривая нашу нынешнюю газету, читатель может увидеть под материалом, имеющим снимок, слова «Фото автора». Корреспонденты и обозреватели, идя по заданию, сами периодически выступают в роли фотокоров. В редакции есть и штатный фотокорреспондент Алла Салиенко, которая и делает основную часть снимков, публикуемых в газете.

Дмитрий Крылов.