Логотип

E-mail: red1ra@radnet.ru

Руководитель Центра общественного контроля в сфере ЖКХ

Как правильно оформить протокол общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме и заключить договор с управляющей компанией, как ускорить ход капитального ремонта в многоэтажке и снизить оплату жильцами коммунальных услуг? Ответы на эти и другие вопросы жители МКД могут получить в Центре общественного контроля в сфере ЖКХ региона. Помимо просветительской работы, центр также проводит контроль за переселением граждан из ветхого жилья, мониторинг удовлетворенности собственников работой подрядных организаций по капитальному ремонту их жилья, организует «горячую линию» по острым проблемам отрасли, тесно взаимодействует с Жилищной инспекцией и прокуратурой, помогает собственникам подготовить материалы в суд. О деятельности Центра общественного контроля в сфере ЖКХ региона мы беседуем с его руководителем, председателем комиссии по местному самоуправлению и вопросам ЖКХ Общественной палаты республики Татьяной Гоголевой.

— Татьяна Аркадьевна, одной из самых важных задач в сфере ЖКХ является создание прозрачной системы расчетов за жилое помещение и обеспечение гарантированного поступления на счета ресурсоснабжающей организации денежных средств, уплаченных потребителями за предоставленные услуги. За счет чего возможно эффективное решение этой задачи?

— Оно возможно только при активном участии собственников жилья — потребителей коммунальных услуг, советов домов, общественных объединений, а также открытости и порядочности управляющих и ресурсоснабжающих организаций. Закон о Государственной информационной системе ЖКХ создал определенные условия для прозрачности работы этих организаций. Она включает всю информацию о системе ЖКХ — паспорт каждого российского дома, тарифы на услуги, сведения об управляющих компаниях и ресурсоснабжающих организациях, а также отчеты об их работе.

— Каким образом собственник может воспользоваться этой информацией?

— Открыть Личный кабинет и ознакомиться с детализацией своих счетов, которые ежемесячно должны публиковать управляющие и ресурсоснабжающие организации. Кроме того, в Личном кабинете можно получить сведения и о льготах. Также на портале www.reformagkh.ru можно узнать о деятельности и финансовом состоянии вышеуказанных организаций, расходовании ими средств, обратиться в контролирующие органы по различным жилищным и коммунальным проблемам. Иными словами, собственникам предоставлена возможность стать общественными контролерами, потратив на это минимум времени, и таким образом навести порядок в своем доме. К сожалению, граждане — потребители услуг — не используют предоставленные им возможности по общественному контролю в сфере ЖКХ.

— Но готовы ли ресурсоснабжающие и управляющие организации предоставить собственникам всю необходимую информацию?

— Согласно Стандартам раскрытия информации, утвержденным Постановлением Правительства РФ №731, эта информация размещается в открытом доступе на вышеуказанном портале и других определенных Стандартом сайтах. Но, видимо, пользуясь пассивностью собственников, организации не торопятся это делать. В частности, информацию о деятельности управляющих организаций в регионе за 2016 год, в том числе отчеты о деятельности по управлению и плановым показателям на 2017 год, разместили на сайте лишь 17 организаций, что составляет менее 10 процентов.

— Что грозит за непредоставление информации?

— Отсутствие подобной информации на сайте, а также нарушение порядка и сроков ее размещения или ее неполное размещение и искажение приравнивается до 1 января 2018 года к нарушениям лицензионных требований.

С 1 января будущего года в том случае, если управляющая компания не разместит на сайте информацию, на основании которой вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, либо разместит, но она не будет соответствовать платежному документу, предоставленному на бумажном носителе, платежный документ будет считаться не предоставленным в соответствии с требованиями российского законодательства. Отсутствие подобной информации в системе ГИС ЖКХ грозит дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и даже уголовной ответственностью. Более того, если показания в квитанции не будут подтверждены на портале www.reformagkh.ru в интернете, то коммунальные счета собственникам можно будет не оплачивать.

— В регионе идут работы по капитальному ремонту многоквартирных домов. На ваш взгляд, какова роль общественности в этом процессе?

— Считаю, что было бы целесообразно активизировать работу общественного совета при Минстрое региона по проблемам капитального ремонта. В приоритете должны быть разъяснительная работа по вопросам реализации программы капитального ремонта и организация мониторинга выполнения работ по капремонту. На мой взгляд, эти задачи дополняют друг друга: собственники должны знать, куда идут их взносы и как они используются.

— Но одного общественного совета для решения этой задачи, согласитесь, мало...

— Конечно. Было бы целесообразно включить в состав общественного совета или приглашать на его заседания представителей общественности всех муниципалитетов республики. В дальнейшем обучить их контролировать работы по капитальному ремонту домов, а о результатах этого контроля информировать председателей советов домов, ТСЖ и активных граждан.

Их главная задача — выяснить мнения самих собственников домов о том, как идут работы по капремонту, по качеству их исполнения и учитываются ли пожелания жителей при выполнении этих работ. Вся полученная от общественников информация должна быть оперативно донесена до специалистов отдела технического надзора, руководства муниципалитетов и региона. Благодаря тесному взаимодействию со специалистами вопросы капремонта решались бы оперативно и в интересах собственников.

— Какова основная проблема, препятствующая эффективному участию граждан в контроле за качеством капремонта?

— Прежде всего, это коммунальная неграмотность собственников жилья. Кроме того, проведенный опрос выявил пассивность 30 процентов собственников жилых помещений молодого возраста в этих вопросах, а наиболее активная часть собственников более старшего возраста нуждается в дополнительном обучении. Как известно, контроль за качеством капремонта требует специальных знаний в этой сфере, которых эти люди зачастую не имеют.

— Каковы функции управляющих компаний при проведении капитального ремонта многоэтажек?

— Считаю, что необходимо синхронизировать работы по капитальному ремонту подрядных организаций в многоквартирных домах с деятельностью управляющих компаний, обслуживающих эти жилые здания, в идеале — с одновременным благоустройством этих МКД.

Не секрет, что подрядные организации порой не могут начать работы в многоквартирных домах, так как эти жилые объекты к этому не готовы: на чердаках и в подвалах полно мусора, а то и вовсе они не доступны для ремонтников. Поэтому управляющим компаниям заранее необходимо подготовить площадку для будущих работ по капремонту. А сопутствующие работы по текущему ремонту планировать под виды работ по капитальному ремонту. Тогда подрядчики не будут вести долгую переписку с управленцами по поводу вывоза мусора с чердаков.

— В республике успешно завершена программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными. Значит ли это, что данная проблема в регионе полностью решена?

— Нет, это не так. Значительное количество ветхих жилых зданий еще находится в Майкопе, более 30 тыс. кв. метров жилищного фонда имеет высокий износ, в составе многоквартирных домов есть здания пониженной капитальности, построенные до 2017 года с низким уровнем благоустройства. Данная проблема не может быть решена в пределах одного финансового года и требует значительных расходов. В соответствии с муниципальной программой «Переселение граждан из жилых помещений, которые в установленном порядке признаны непригодными для проживания, ремонту и реконструкции не подлежат» администрацией Майкопа составлен Реестр жилых помещений на 2016–2019 годы.

— За счет каких средств производится финансирование этой программы?

— Финансирование работ производится за счет средств бюджета муниципального образования «Город Майкоп», потребность в средствах из местного бюджета на реализацию программы составляет более 40 млн. руб., но в связи с расширением Реестра за счет обращений граждан и признания их жилья ветхим увеличивается потребность в денежных средствах на проведение дополнительных мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Подобные реестры необходимо составлять в каждом муниципальном образовании.

— Уже ясно, что денежных средств бюджетов муниципальных образований для проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда недостаточно. Необходимо привлечение средств на эти цели из регионального и федерального бюджета. Возможно ли это?

— Да, это реально. Национальный центр общественного контроля в сфере «ЖКХ Контроль» в Москве в Общественной палате России провел всероссийское совещание по развитию сети общественного контроля в сфере ЖКХ. В нем приняли участие 173 представителя общественных организаций сферы ЖКХ и органов власти из 73 субъектов РФ, в том числе руководители региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ из 79 субъектов РФ, а также руководители различных федеральных министерств и ведомств.

По итогам обсуждения участники совещания приняли решение обратиться к Президенту России и Председателю Правительства РФ с призывом продлить срок работы Фонда содействия реформированию ЖКХ. Связано это с тем, что в России, в том числе и в Адыгее, сохраняется значительное количество домов, по факту являющихся аварийными, но не признанными таковыми до 1 января 2012 года. При этом финансовая обеспеченность местных и региональных бюджетов не позволяет им осуществить переселение. Общественники Адыгеи также поддержали это предложение.

— Оснащение многоквартирных домов приборами учета потребления энергоресурсов — актуальная проблема. Не все многоквартирные дома имеют эти приборы, но особенно важно оснастить многоэтажки теплосчетчиками, так как оплата за тепло с октября текущего года будет производиться по приборам учета в отопительный период. Иначе собственникам придется платить за отопление по нормативу, что гораздо дороже. Как идет в регионе эта работа?

— В данное время необходимо установить коллективные приборы учета тепла в 80 многоквартирных домах Майкопа, а также в многоэтажках других муниципальных образований республики. И не только установить, но и запустить в работу.

Необходимо установить коллективные приборы учета тепла еще в 80 многоквартирных домах Майкопа

При формировании краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах органами местного самоуправления проводится деятельность по включению установки прибора учета при запланированном виде работ по ремонту внутридомовых инженерных систем.

В том многоквартирном доме, где собственники не приняли решения об установке прибора учета тепла, обязанность по выполнению данной работы с возмещением ее стоимости собственниками жилья с рассрочкой платежа на 5 лет Законом об энергосбережении возложена не на управляющие компании, а на поставщиков услуг. Эту обязанность в рамках исполнения вышеуказанного Закона филиал «АТЭК» «Майкопские тепловые сети» должен выполнить в полном объеме.

Наша задача — развитие сети общественного контроля в муниципальных образованиях региона. Необходимо сделать так, чтобы в каждом многоквартирном доме был общественник, который помогал бы нам решать проблемы в сфере ЖКХ.

Владимир Киселев

Фото Аллы САЛИЕНКО