Логотип

E-mail: red1ra@radnet.ru | О газете

Председатель комиссии "Социальная справедливость" ОНФ в РА Анна РаудВ Адыгее успешно реализуется проект ОНФ в РА «Стираем границы», основная задача которого — подготовка общества к социализации и интеграции людей с инвалидностью. О том, как достигаются цели проекта, какие проблемы инклюзивного образования необходимо решать сообща, с участием гражданского общества, «СА» побеседовала с председателем комиссии «Социальная справедливость» ОНФ в РА, председателем общественной организации «Солнечные мамочки Адыгеи» Анной Рауд.

— Анна, реализация проекта «Стираем границы» ОНФ включает разнообразные подходы к решению важной задачи — социализации людей с инвалидностью и изменения общественного мнения…

— Постепенно отношение к людям с инвалидностью меняется. Вижу на примере своей жизни. Если мне нужно вытащить кресло-коляску из багажника или подняться с сидящим в коляске по крутому пандусу, то проходящие мимо люди вызываются помочь мне. Проблемы начинаются там, где личные интересы инвалида пересекаются с интересами здоровых людей, например в очереди в медучреждениях. Сами люди с инвалидностью и родители детей с инвалидностью часто рассказывают о ситуациях, когда им приходится отстоять очередь к врачу или в регистратуру, несмотря на то, что у них есть право обслуживаться в первоочередном порядке.

Еще бывают ситуации, когда дети с ограниченными возможностями здоровья в обычных школах и детских садах становятся изгоями из-за того, что у них есть проблемы со здоровьем, а педагоги не имеют соответствующего опыта работы. Не секрет, что у наших детей есть физические ограничения: кто-то передвигается с помощью кресла-коляски, кто-то не слышит, кто-то не видит, кто-то не разговаривает, у некоторых есть проблемы с поведением, у кого-то — несколько ограничений сразу.

Дети и педагоги могут помочь преодолеть проблемы через игру и образовательный процесс. Процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья длительный, поэтому всем нужно набраться терпения.

Проект «Стираем границы» — небольшая капля в общей массе той работы, которая проводится в России в рамках реализации программы «Доступная среда 2014—2020» и является гражданской инициативой представителей общественных организаций. Проект действительно включает в себя различные подходы к изменению отношения к проблемам инвалидности. Мы рассказываем о том, с чем сталкиваются люди с дополнительными потребностями, призываем дружить с ними и помогать.

— По вашему мнению, готовы ли школы и дошкольные учреждения к внедрению инклюзивного образования? Ведь для полного и эффективного внедрения инклюзива необходимо и техническое оснащение образовательных учреждений, и разработка специальных учебных курсов для педагогов и учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами.

— Школы и детские сады не совсем готовы принять детей с ограниченными возможностями здоровья. Принять ребенка могут, а вот организовать процесс обучения — уже проблема, связанная с финансированием, методической подготовкой педагогов. Ответить на этот вопрос мы попросили самих родителей детей с ОВЗ. Их общее мнение: ни школы, ни детские сады не готовы к инклюзии. Чтобы они были готовы, образовательные учреждения должны быть обеспечены соответствующим оборудованием и, самое главное, специалистами. В настоящее время в школах классы переполнены. Работа по развитию инклюзии должна быть, но класс тогда должен состоять из 10—12 человек в средней школе, а в специальной — 5-6 учащихся. В целом не разработана эффективная система внедрения инклюзии.

Одна из мам рассказала, что ее ребенок ходит в обычный сад. Еще год назад он не откликался на свое имя, не играл с другими детьми, совершенно не следовал правилам. А на днях, по ее словам, мальчик со второго раза обернулся на свое имя, сам пошел к своему шкафчику, переоделся. А когда его товарищ из группы вышел, чтобы с ним попрощаться, они по-взрослому пожали друг другу руки. За год особый ребенок стал почти неотличим от обычного.

Администрация и воспитатели, изначально предлагавшие перевести ребенка в другой сад, сейчас идут навстречу для того, чтобы появился тьютор. Они узнали, что такое аутизм, значит, другому ребенку с аутизмом в этом саду будет намного проще, у него и правда будет инклюзия.

Точно так же все может работать для детей с другими диагнозами (особенностями). Просто кому-то придется быть первым. Но если вы сами не хотите быть первыми, значит, ждете, пока за вас сделают всю работу. Мне это кажется нечестным по отношению к другим родителям особых детей. Хотите лучшей жизни своим детям? Тогда нужно действовать, а не ждать.

Тьюторы сами по себе не появятся, пока на них нет запроса. Педагоги-коррекционщики сами по себе не появятся. Психологи сами по себе не станут учиться взаимодействовать с особыми детьми, пока такие дети не появятся в школах и садах. Мама мальчика уверена, что создавать условия — это работа и родителей. Только общими усилиями можно добиться результата.

— Какие учебные учреждения приняли участие в мероприятиях проекта?

— На данный момент в проекте приняли участие шесть школ Майкопа, педагоги и учащиеся приходили на концерт, фестиваль и побывали на уроках «Стираем границы». Студенты педагогического факультета АГУ участвовали в фестивале «Веснушки Земли». Кстати, занятия, подобные урокам «Стираем границы», в этом году министр образования и науки РФ Ольга Васильева призвала провести во всех школах.

— Расскажите, как вы взаимодействуете со студентами-волонтерами проекта?

— В апреле текущего года организаторы проекта выступили перед студентами педагогического факультета АГУ и рассказали о занятиях «Стираем границы». Предложили студентам стать волонтерами при подготовке фестиваля «Веснушки Земли». И на фестивале студенты — будущие учителя провели квест в городском парке. Волонтеры вели детей с разными возможностями по площадкам квеста и справились со своей непростой задачей. Во время фестиваля студенты помогали детям передвигаться, танцевать и выполнять задания с помощником. Родители при этом наблюдали за процессом со стороны. В дальнейшем мы планируем привлечь студентов к проведению занятий «Стираем границы» в школах города и республики.

— Может ли работа в рамках проекта стать для студентов частью их ежегодной учебной практики?

— Пока нет, так как к педагогической практике студентов есть свои требования. Наш проект является гражданской инициативой общественных организаций, мы можем сделать отметки в книжке волонтеров.

— Какие мероприятия в рамках проекта будут проводиться в ближайшее время?

— До конца текущего года в школах Майкопа пройдут занятия «Стираем границы». Сейчас мы ведем подготовку к ним в сотрудничестве с городским комитетом по образованию и Министерством образования и науки РА.

Страницу подготовила Марина Лебедева.

Справка «СА»

Проект «Стираем границы» в текущем году реализуется региональным отделением ОНФ в РА при активном участии межрегиональной общественной организации «Центр развития гражданских инициатив «Содействие» и общественной организации «Солнечные мамочки Адыгеи».

На первом этапе проекта в школах Майкопа прошли уроки «Стираем границы», основная цель которых — подготовка общества к социализации, адаптации, интеграции людей с инвалидностью. Их провела Анна Рауд.

В апреле состоялся «Очень добрый концерт», в котором приняли участие 43 юных артиста — воспитанники школы-интерната для детей с нарушениями слуха и зрения. В июне в рамках проекта ОНФ в РА прошел фестиваль «Веснушки Земли».