Логотип

E-mail: red1ra@radnet.ru

Земляничный бизнес семьи Куковицких из Красногвардейского района — пример того, как при поддержке государства создаются точки роста экономики на селе

Земляника садовая — сладкая ягода, потребность в которой пока в России удовлетворяется слабо. Между тем в этом ценном продукте содержится много полезных, необходимых человеку органических кислот, микроэлементов, витаминов. Эта ягодная культура обладает и лечебными свойствами, а потому в ягодный сезон следует употреблять как можно больше этого продукта. Но будет эффект и от замороженной ягоды — достаточно в зимний период съедать по 50—100 граммов земляники два-три раза в неделю.

Однако земляника садовая не только полезная, но и рентабельная культура. Экономическую целесообразность выращивания сладкой ягоды оценили крестьянско-фермерские и личные подсобные хозяйства Красногвардейского района, увеличив в прошлом году площади под этой культурой, а также малиной до 118 гектаров. На 2,5 га производят эту ценную продукцию в КФХ Яны и Владимира Куковицких.

— Доход с единицы ягодной площади намного превышает доход от возделывания других полевых и овощных культур. Даже самая простая, традиционная технология производства земляники садовой позволяет собирать до 10 тонн ягод с гектара. В прошлом году наше фермерское хозяйство вырастило на реализацию 14 тонн земляники. Хорошая средняя оптовая цена на нашу продукцию — 100 руб. за 1 кг — позволила получить средства для дальнейшего развития нашего хозяйства, — говорит Яна Куковицкая.

Ну а толчок становлению успешного хозяйства дала поддержка государства, которое в 2013 году в рамках программы «Начинающий фермер» выделило хозяйству грант. Кроме того, в прошлом году Яна, как молодой специалист, получила социальную выплату на завершение строительства дома по программе «Устойчивое развитие сельских территорий».

По словам Яны, земляника пользуется постоянным спросом у населения, на протяжении всего клубничного сезона он превышает предложение.

Но чтобы вести ягодный бизнес более эффективно, следует иметь хотя бы три разных по срокам созревания сорта — ранний, средний и поздний. Это позволит не только увеличить площадь выращивания земляники при одном и том же числе сборщиков, но и поднять среднюю цену реализации этой культуры.

— Интерес к производству земляники у нас возник из-за многих факторов. Эта культура обладает высокой приспособляемостью к условиям окружающей среды, ее характеризует раннее вступление в период плодоношения, быстрое созревание плодов и высокая урожайность. Кроме того, ягода способна к различным видам переработки, а затраты на закладку плантаций быстро окупаются, — отмечает Яна Куковицкая.

Но на производстве земляники садовой в открытом грунте дружная семья Куковицких решила не останавливаться. В планах хозяйства — выращивание ягод в теплицах. Как считает Яна, этот способ производства имеет свои неоспоримые преимущества.

Во-первых, это высокая урожайность земляники, которая не зависит от внешних погодных условий, а также возможность получения большего сбора ягод на небольших площадях. Но основной довод в пользу тепличного производства — это высокая рентабельность, которая при успешной реализации ягод может превысить 100% уже в первый год плодоношения.

Крестьянско-фермерское хозяйство Куковицких выполняет и социальную функцию на селе — оно предоставляет три рабочих места для местных жителей. Кроме того, хозяйство осуществляет регулярные налоговые платежи в бюджет в размере 6%.

Ягодный бизнес семьи Куковицких — это пример того, как с помощью государства создаются точки роста экономики на селе. Возделывая ягодные культуры на небольшой площади, фермерское хозяйство не только решает свои проблемы, но и создает рабочие места для местных жителей. Подобное становление малых форм хозяйствования, по мнению руководства региона, должно стать основным направлением социально-экономического развития села.

Как отметил на недавнем выездном совещании по вопросам развития ЛПХ и КФХ советник врио Главы Адыгеи Вячеслав Тхитлянов, есть веские хозяйственно-экономические обоснования производства земляники садовой. Как показал мониторинг в Красногвардейском районе, при соблюдении всех требований выращивания этой культуры ее урожайность доходит до 10—12 тонн с гектара. При цене 100—120 руб. за 1 кг выручка от реализации сладкой ягоды составляет более 1 млн. руб.

— Как правило, за счет покупки посадочного материала и поливочной системы затраты в первый год производства земляники выше. Но посадки земляники второго и третьего года требуют затрат в два раза меньше. В результате эффективность возделывания повышается на 40—50%. В итоге затраты за три года возделывания одного гектара составляют от 1 до 1,2 млн. руб., при этом выручка за этот период составляет около 3 млн. руб. А значит, прибыль может доходить до 2 млн. руб., — отмечает Вячеслав Тхитлянов.

Эти расчеты приведены с учетом наемного труда. Но эту же технологию возделывания земляники садовой может взять на вооружение и семья из 3-4 человек, привлекая людей со стороны лишь на уборку. В этом случае семья за три года может получить доход с 1 гектара порядка 3 млн. руб.

Все эти преимущества по достоинству оценили аграрии не только Красногвардейского района, но и всей Адыгеи. Они постепенно наращивают производство ягодных культур. В прошлом году такими культурами было занято в хозяйствах всех категорий более 790 гектаров, что более чем на 200 гектаров больше, чем в 2015 году. Валовое производство ягод по региону в прошлом году составило 5 тыс. тонн, что на 1,3 тыс. тонн больше, чем в 2015-м.

Владимир Киселев.

Фото Аллы Салиенко.

Земляничный бизнес семьи Куковицких из Красногвардейского района — пример того, как при поддержке государства создаются точки роста экономики на селе