Логотип

E-mail: red1ra@radnet.ru

Как сообщала «СА», Майкоп в числе 40 городов России присоединился к Всероссийскому фестивалю авторских короткометражных фильмов «АРТкино». Порядка 90 человек стали участниками конкурсных просмотров.

В четвертый раз площадкой стал Северокавказский филиал музея Востока.

Фестиваль «АРТкино» призван возродить авторское кино в России, привлечь внимание путем популяризации короткометражных фильмов, созданных студентами киношкол и независимыми авторами.

В этом году организаторы выбрали 23 игровых, документальных, анимационных, экспериментальных короткометражек продолжительностью от 6 до 36 минут. Тематически ленты объединили в программы «синее», «белое», «красное», «желтое». В отличие от прошлых лет в конкурсную программу не попали фильмы в жанре фантастики и исторические ленты. Преимущество было за драмами, мелодрамами, философскими фильмами — размышлениями, которые разбавили буквально несколько представителей комедийного жанра. В основном авторы привлекали внимание общественности к проблемам отдельных социальных слоев населения, инвалидов и стариков: слепой девочки из ленты «Сама дура», глухих из ленты «Забытое», о доживающем век в пансионате ветеране Госфильмофонда из документального фильма «Жизнь после пенсии», алкоголике-музыканте Петьке из ленты «Колокол и флейта», о решившейся на аборт женщине из ленты «Живи» и других.

По окончании каждого конкурсного вечера зрители голосовали по пятибалльной системе за понравившиеся фильмы — эта возможность у майкопчан есть благодаря информационно-образовательному центру «Русский музей: виртуальный филиал», который выступает соорганизатором фестиваля «АРТкино».

По мнению майкопчан, лучшим признан фильм режиссера Нины Ведмицкой «Невыученный урок». Действительно, злободневная тема и эмоциональный посыл в этой ленте не смогли оставить равнодушными зрителя. Герой ленты — обычный современный школьник Колька из Донецка. Во время урока начинается обстрел и все ученики, кроме него, успевают покинуть класс. И обычная школьная доска оказывается порталом в прошлое — на ней на глазах испуганного мальчишки вдруг появляются слова — это пишет мелом такой же школьник Сема, который тоже заперт в этой школе, только в далеком 1941 году. В переписке дети рассказывают друг другу про прошлое и настоящее.

— Мне страшно, нас бомбят, — пишет мальчик из прошлого.

— И мне страшно, и нас бомбят, — отвечает Колька.

— Но разве наши не победили?

— Победили, но все равно почему-то бомбят…

Это фильм–призыв, призывающий задуматься о том, как страшна война, особенно через призму взгляда ребенка — ребенка, не виноватого в том, что взрослые не могут решить конфликт миром. И это страшное будущее — для одних возможное, для других — реальное.

Фестивальные ленты всегда отличаются оригинальностью, необычным взглядом, нетривиальной концовкой и сильным смысловым посылом. Еще одну психологически сложную тему поднял автор фильма «Отец» Равиль Валиев — эта лента на втором месте по результатам голосования в Майкопе. Его герой милиционер Петр — жертва системы — во время коллективизации вынужден отправить по этапу в лагеря собственного отца. Нравственный выбор — поступить по долгу службы или по совести — не дает покоя ни героям, ни зрителям фильма. Также зрители отдали голоса за менее психологически давящие, но слезные мелодрамы «Сама дура», «Забытое». Также в числе лидеров лента «А я все еще жив» Александра Соболева.

Единственной комедией стала лента «Шуба» режиссера Василия Воротова, где главный герой видел всех женщин обнаженными, и только свою жену — постоянно в шубе.

— В целом о конкурсных фильмах были позитивные отзывы. Правда, многие говорили, что в них показаны малореальные в жизни ситуации. Но фестиваль для того и предназначен, чтобы дать право голоса молодым, неизвестным режиссерам с новыми взглядами, — поделилась с «СА» заведующая информационно-образовательным центром «Русский музей. Виртуальный филиал» Виктория Джур.

По словам организаторов, за какие фильмы проголосовали зрители других городов и какой вердикт вынесло профессиональное жюри, станет известно осенью.

Елена Маркова.

Фото Аллы Салиенко.