Логотип

E-mail: red1ra@radnet.ru

фотографы

Всем известно, как хорошо фотографии умеют запечатлеть определенные моменты нашей жизни. Они хранят наши воспоминания. В рамке, в альбоме или просто приколотые на стену иголками, они заставляют нас вновь испытывать пережитые когда-то эмоции: первая дружба, любимые места, незабываемый день.… Фотография — это память, фотография — это история, фотография — это искусство...

19 августа во всем мире отмечают день рождения фотографии. Именно в этот день в 1839 году во Франции было публично обнародовано изобретение Луи Жака Манде Дагера, получившее название «дагеротипия» — прототип современной фотографии.

Первые в Адыгее

— Первую фотографию «Снимок из окна» сделали при помощи камеры-обскуры на пластинке, покрытой слоем асфальта. Такое фото вряд ли поместишь в бумажник, — шутит председатель Союза фотохудожников Адыгеи, руководитель городского фотоклуба «Лагонаки», заслуженный работник культуры РА Аркадий Кирнос.

От первого отпечатка до современных методов получения изображения прошло уже почти два века. Все это время фотография развивалась бурными темпами, особенно в последнее время. И теперь для получения изображения не нужно прилагать таких усилий, как раньше. Фотографировать можно даже телефоном и планшетом. Но все же, какая бы ни была совершенная камера, многое по-прежнему зависит от фотографа.

Сейчас фотографов очень много. Фотография стала доступной, как и фототехника. Но еще полвека назад фотографов были единицы, работали они с пленкой, а не с цифровыми технологиями, и знания и мастерство их были родом не из интернета (которого, кстати сказать, тоже не было), а передавались от коллег и друзей, методом проб и ошибок. Именно тогда и стали появляться по всему миру фотоклубы, объединяющие людей, захваченных жаждой сохранить лучшие мгновения жизни.

В Адыгее, тогда еще Адыгейской автономной области, своего фотоклуба не было. Были кружки при Дворцах пионеров, школах, было всего несколько профессиональных фотографов, а клуба не было. И вот однажды сентябрьским днем 1978 года в городском парке Майкопа на лавочке собрались семь молодых фотографов, творчески и интересно работающих, которые решили, что им стоит объединиться. Инициатором и, соответственно, руководителем клуба стал молодой фотограф, работавший тогда фотокором «Адыгейской правды», победитель городской и областной выставок среди профессиональных фотографов Аркадий Кирнос.

Постепенно состав участников клуба менялся, в итоге из тех семи остался лишь руководитель, но факт остался фактом — клуб появился. Сначала его назвали «Ровесник». Позже название сменили на «Лагонаки».

Уже в октябре 1978 года клуб сделал первую выставку в фойе кинотеатра «Гигант» ко дню рождения комсомола (афиша до сих пор сохранилась), было много представителей СМИ, мероприятие имело успех, и клуб заметили. После долгих мытарств фотоклубу, который уже стал на определенный уровень — были участия во всесоюзных и международных выставках и конкурсах, свои достижения, — наконец дали помещение, в котором он живет и по сей день.

Под своей крышей

— Здесь уже можно было хранить фотографии, создавать фонды, библиотеку, организовать фотолабораторию. Все это развивалось, — вспоминает Аркадий Кирнос. — Клубная жизнь затягивала: интересно было встретиться и узнать, что нового у кого в творчестве, показать свои работы и посмотреть чужие, обсудить тенденции в фотографии, в технике, поделиться какими-то секретами. Были встречи, приглашали известнейших людей, обменивались фотовыставками между городами Союза, другими странами, организовывали совместные съемки. После проводили фотоконкурс между участниками выездов…

Сейчас почти ничего не изменилось, разве что изменились технологии получения изображения и уровень клубовцев стал более высоким.

— Клуб регулярно проводит творческие фотовыставки, участвует в различных конкурсных фотовыставках как в России, так и за рубежом. В активе фотолюбителей республики — награды, полученные на многих престижных фотовыставках в России и зарубежных странах. Коллектив зарекомендовал себя как один из ведущих и сильнейших фотоклубов России. Так, в 2007 году по результатам Всероссийской фотовыставки мы вошли в тройку лучших фотоколлективов России. В 2012 году по версии Американской международной федерации фотографов фотоклуб «Лагонаки» вошел в число 17 лучших коллективов. В прошлом году фотоклуб в числе 200 ведущих коллективов был приглашен в Великобританию на Кубок мира по фотографии. В результате мы заняли 63-ю строчку в рейтинге среди всех ведущих фотоколлективов планеты. Это лучший результат у российских клубов. Вот и в нынешнем году на национальной выставке в Димитровграде клуб «Лагонаки» стал лучшим среди клубов из почти 50 регионов страны, — не без гордости перечислил достижения фотоклуба его бессменный руководитель.

«Школьники»

Все эти достижения были бы невозможны без обучения ребят, без фотошколы. Можно сказать, что она всегда была при фотоклубе, ежегодно учащимися ее являются 30—50 человек. И хотя фотошкола имеет статус городской, в ней ежегодно проходят обучение не только майкопчане, но и жители районов республики, а также начинающие фотолюбители городов и районов Краснодарского края. Курс обучения составляет от 1 года до 2 лет. Кстати, один из выпускников фотошколы — Анатолий Жданов — сегодня является ведущим фотожурналистом России, членом журналистского фотопула Президента России.

В фотошколе обучают ребят всему: технике съемки, работе в разных жанрах фотографии, умению обрабатывать и анализировать свои снимки и, главное, мыслить. С появлением цифровой техники, уходом от пленки работать фотографам стало значительно легче. Но тем не менее, какой бы качественной техника ни была, знания, мастерство и работоспособность пока еще никто не отменял. 

Магия растворов

До сих пор есть фотографы, которые работают с пленкой. Однако хорошую пленку, реактивы и фотобумагу найти сложно, да и обращаться с ними тоже нужно уметь.

— Раньше работа с фотографией была магией: красный свет, ты в темной комнате что-то колдуешь, получаешь изображение… Мы лишь последние три года перестали показывать в фотошколе, как снимать, проявлять пленку и печатать снимки, а так раньше это было обязательным пунктом программы обучения, — сказал Аркадий Евгеньевич.

Кстати, по его словам, в пленочной фотографии тоже были свои плюсы — она лучше хранилась, пленка могла лежать годами. Портилась она только в случае наводнения или пожара, цифровые же фото могут исчезнуть с компьютера по самым разным причинам. А еще фотография существовала в отпечатках. Приятно было, уютно расположившись на диване, перелистывать страницы фотоальбома. Сегодня фотографы сбрасывают с карты памяти свои съемки в компьютер. И лежат там многие тысячи отснятых кадров, часто без сортировки на хорошие и не очень. Их потом мучительно долго приходится просматривать на мониторе компьютера. А печатать изображения на фотобумаге почти уже разучились. Время многое меняет…

Кстати, первое цифровое фото появилось в 1981 году. Это была настоящая революция в области фотографии. Сейчас выпускается довольно качественная техника. Даже аппаратура самого начального уровня позволяет сегодня делать вполне достойные снимки. А более придирчивые профессиональные фотографы, стремящиеся к достижению нужного результата, могут пополнить свой арсенал более совершенной аппаратурой.

Сегодня большим помощником фотографов является легендарный «фотошоп» (или другие графические редакторы): можно многое исправить, дополнить и даже совершенно изменить первоначальное изображение. Хотя «чистая» фотография, ее достоверность ценятся больше. Но что-то похожее можно было сделать и с пленочными фото. Профессиональные фотографы знали, что пленку, например, можно чуть-чуть перепроявить или, наоборот, недопроявить, чтобы получить определенный результат. Также в магазинах продавались специальные, уже готовые растворы для проявки пленки, обработки бумаги… Но рассчитаны они были на среднего любителя. А вот мастера сами создавали свои рецепты: по крупицам, через свои каналы добывая качественные реактивы. Из них на дистиллированной воде составляли растворы.

Что все это давало? Во-первых, фотоснимки получались более качественные, «вытягивались» свет и тени, не было так называемого «вареного» зерна. В результате получались фотографии с большим качеством. Своеобразный «фотошоп» в проявочной. А при печати использовались другие хитрости: можно было сделать под увеличителем выдержку, например, не 2–3 секунды, а 10–20, и во время экспонирования руками можно было высветлять или затемнять нужные участки изображения. Руки, понятно, должны были быть ловкими, как у дирижера.

Кроме ловкости рук использовали специальные станки, которые сами же и создавали: на проволочный каркас клали чистое стекло, на него — всевозможные маски. Еще «хитрые» фотографы делали многослойное экспонирование. Конечно, если ты ошибался, приходилось переделывать фотографию заново, брать новый лист бумаги и начинать сначала: кнопки «вернуть», как в современном «фотошопе», не было.

Тогда и фотографов было немного — на весь город единицы, потому что добиваться высокого качества было намного сложнее. Сейчас же уровень техники позволяет многое. И фотолюбителю, и профессионалу. А потому увлекающихся фотографией стало в разы больше. Это приятно. Значит, незабываемые моменты нашей жизни мы сможем долго хранить не только в своей памяти, но и на снимках.

Екатерина Пензева.

Фото Аркадия Кирноса.