Логотип

E-mail: red1ra@radnet.ru

В том, какие трудности возникают в результате увеличения автопарка и какие вопросы приходится при этом решать, попыталась разобраться «СА»

По данным Управления ГИБДД по РА в регионе, численность населения которого составляет 450 тыс. человек, на конец 2016 года было зарегистрировано 167,2 тыс. единиц автотранспорта, в том числе более 130 тыс. легковых машин. Так, на каждых троих жителей Адыгеи приходится по одному автомобилю. Причем 66,2 тыс. единиц автотранспорта зарегистрировано в Майкопе. Годовой прирост автомобильного парка составил по республике 6,3 тыс. автомобилей. Абсолютное большинство прибавки приходится также на столицу республики — 5,3 тыс.

При этом парковочных мест в гаражах в частном секторе, в гаражных кооперативах, на платных автостоянках около 18 тыс. Следовательно, более 45 тысяч автомобилей — без определенного «места жительства». Они днем и ночью стоят на улицах, сужая проезжую часть, их паркуют у входов в супермаркеты, во дворах многоэтажек, на газонах, у подъездов домов. Из-за них порой нельзя подъехать к дому карете скорой медицинской помощи, пожарной машине, другому спецтранспорту.

С чего все начиналось

Когда русский механик-самоучка Иван Ползунов построил в 1765 году первый паровой двигатель, а француз Николя Каньо поставил паровую машину на четырехколесную тележку, и она поехала сама без лошади, они не думали, сколь полезным для человечества станет их изобретение, и не могли предположить в то же время, сколько проблем принесет людям перенасыщение автомобилями городских улиц и дорог.

После 1876 года, когда Николас Аугустин изобрел двигатель внутреннего сгорания, более компактный и удобный, началось серийное автостроение. Первыми автомобили стали выпускать в Германии на фирме «Мерседес» и в США — марки «Форд».

В России автомобилестроение началось при советской власти в годы первых пятилеток, когда были завершены ударные стройки автозаводов в Москве и Горьком. К началу Великой Отечественной войны Красная армия была неплохо оснащена грузовыми машинами — сверхпроходимыми «полуторками» и ЗИСами. Причем двухосные ЗИС-3 были хорошо приспособлены к движению по бездорожью и успешно использовались для перевозки грузов и людей, на них устанавливалось грозное для врага оружие — гвардейские реактивные минометы, прозванные на фронте «катюшами».

Сколько на человека?

Наиболее высокий уровень автомобилизации в США — более 770 автомобилей на тысячу жителей. Затем идут Люксембург— 680, Малайзия— 640, Австралия — 620, Мальта — 610 автомобилей.

Рост автомобилизации в России начался в начале шестидесятых годов прошлого века, когда вступил в строй Тольяттинский завод, начавший массовый выпуск «Жигулей» по итальянской технологии, прозванных «копейкой». На конец прошлого года уровень автомобилизации России приблизился к 260 машинам на тысячу жителей. Это в среднем по стране. Есть регионы, более насыщенные автомобилями. Это Приморский край — более 580 машин, Камчатский край — свыше 480 авто. Не на последнем месте Адыгея — более 330 автомашин на тысячу жителей.

В принципе, это не так уж и много. Почему же тогда майкопчане испытывают затруднения с парковкой своих авто? Например, нам, редакционным сотрудникам, порой трудно припарковаться у редакции, если не приедешь пораньше — часам к 8 утра. Все занято машинами студентов АГУ, работников близлежащих учреждений.

Без нарушения не проедешь

В Майкопе много других мест, где припарковаться или совсем невозможно, или довольно трудно. Взять хотя бы центральный рынок. Все парковочные места тут заняты с самого раннего утра транспортом приехавших на работу торговцев. Даже специальные места для транспорта инвалидов. Паркуются тут в два-три ряда, и проехать, чтобы не нарушить правила — не пересечь двойную сплошную линию разметки, никак невозможно. А въезд и вход на рынок (со стороны ул.Гоголя) загораживают услужливые таксисты. А если пожар случится или просто поднимется паника? Давки и беды не миновать.

Понятно, когда строили центральный рынок, еще трудно было предположить, что автомобилизация пойдет семимильными шагами. Но нужно было вовремя остановиться и не строить торговые помещения — ими и так облеплен рынок со всех четырех сторон, а оставить часть территории под организованные парковочные места. Но этого не сделали, и теперь имеем то, что имеем — столпотворение автотранспорта на всех четырех улицах, обрамляющих рынок, причем никакие знаки, в том числе и запугивающий эвакуатором, не помогают.

То же самое произошло и с многоэтажной застройкой городских микрорайонов. Строительство домов, тротуаров и подъездных путей к подъездам велось по соответствующим тому времени нормам СНиПа, происходило без учета того, что у жителей появятся автомобили. И не по одному, а по два-три на семью.

Капля в море

Грозит ли Майкопу автомобильный коллапс? Многие считают, что прирост транспорта в Майкопе должен приостановиться в связи с продолжающимся кризисом. С этим трудно согласиться. Богатеют майкопчане не за счет роста производства разных товаров, а в основном за счет торговли, обслуживания населения, в том числе и медицинского. Торговый же капитал быстрее оборачивается и прирастает. Так что деньги у майкопчан будут и впредь, и покупать автомобили они будут независимо от того, есть гараж или нет. Следовательно, число автомобилей-«бомжей» будет расти, и они будут продолжать теснить дворовые территории многоэтажных домов, «отвоевывать» квадратные метры газонов, добираться до детских площадок.

Что касается вопросов организации парковок транспорта на улицах Майкопа, руководитель отдела коммунального хозяйства МО «Город Майкоп» Александр Лебедев рассказал, что ежегодно при проведении ремонтных работ уличного покрытия производится расширение проезжей части, где обустраиваются карманы для стоянки автотранспорта. Такие карманы оборудованы в прошлом году на улицах Ленина, Победы и других.

Всего, по словам Александра Лебедева, в прошлом году при расширении проезжей части улиц оборудовано более 50 карманов. Гораздо больше карманов будет оборудовано при ремонте и расширении проезжей части городских улиц в нынешнем году.

А теперь сравним число построенных карманов с цифрой прироста автотранспорта — 5,3 тыс. Получается, что прирост карманов — капля в море. Правда, некоторые предприниматели при завершении строительства торговых и иных объектов тоже устраивают около них парковочные места. Но и этого недостаточно.

Каплями жажду не утолишь, и майкопчане начинают отвоевывать для своих авто парковочные места. Недавно на газон при многоквартирном жилом доме по улице Юннатов кто-то привез машину дробленого гравия. Предприимчивые автовладельцы тут же растащили гравий по всему газону и оборудовали для своих машин парковочные места. Это вызвало недовольство у тех жильцов, кому дорога зелень около дома, кто любит сажать на придомовой территории деревья, кустарники и цветы. Дело дошло до конфликта, который так и остается неразрешенным.

Между прочим, тут можно было бы обойтись без конфликтов. Придомовая территория — общая собственность всех жильцов. И автовладельцы на нее имеют такое же право, как и любители зеленых насаждений. Можно бы автовладельцам, заручившись решением общего собрания жильцов, потеснив газоны, оборудовать карманы для стоянки своих автомобилей. Разумеется, оборудовать карманы надо было бы за счет собственных средств владельцев машин. Но тут возникает проблема: любителей зелени больше, чем автовладельцев, и решение отдать часть газона под автостоянку своим же жильцам собранию принять трудно. Это и является причиной «самозахвата» территории газонов.

«Ракушки» пора убрать

С самого начала заселения майкопских Черемушек инвалидам, и в первую очередь инвалидам войны, отводили места под временные металлические гаражи, так называемые «ракушки». Те, кому трудно далеко ходить, ставили вблизи от дома свои, полученные от государства бесплатно автомашины с особым знаком. Сегодня инвалидов войны не осталось. «Ракушки» унаследовали дети, внуки или правнуки инвалидов. Они сдают их в аренду и, кстати, налоги не платят. Новые хозяева используют их как для стоянки машин, так и для торговли, разумеется несанкционированной. А сколько бы освободилось места на общедомовых территориях, если убрать «ракушки»?! И насколько жильцам было бы спокойнее — не гремели бы железные двери «ракушек» до полуночи и спозаранку, не мешали бы жителям многоэтажек отдыхать.

Страницу подготовил Дмитрий Крылов.

Фото Аллы Салиенко.